BDSMM – социальный маркетинг глазами обывателя

Сразу оговоримся – мы не работаем в области SMM и не знаем её изнутри досконально. В отношении рекламы в социальных сетях мы почти чистой воды потребители (когда не создаём ролики для YouTube). Но как людей, кое-что смыслящих в рекламе, нас многое удивляет, причем удивляет настолько, что мы не в силах молчать.

Уже нет сколько-нибудь заметного бренда, который не завел бы странички «Вконтакте» и на «Facebook». Любая самая затрапезная онлайн-газетка предлагает лайкнуть статьи. Блог без панельки «поделиться» — прямо таки не блог (да, да, у нас она тоже будет). Ну и, конечно, регулярная активность всех этих страниц, газет, дружественных блогов и в принципе непонятно кого проявляется в наших с вами лентах. И порой очень бесит. Почему то, что должно привлекать, отталкивает?


Корни зла

Для начала вглядимся в основные движущие силы социального маркетинга в России.

A brand is a friend

Первая причина неудач в SMM – миф, засевший в головах западных и отечественных маркетологов. Это называется «более глубокий диалог бренда и потребителя». К сожалению, высшее образование в сфере маркетинга не всегда позволяет понять, что потребитель не желает вести диалог со стиральными машинами, зубными щётками, автомобилями и фастфудом, если он не шизофреник. Потребитель желает ими пользоваться. Не пытайтесь завести с нами дружбу. Продавайте!

А кушать хочется всегда

Вторая – здоровый эгоизм SMM-щиков. Да, продукт можно продавать при помощи социальных сетей, но это слишком просто и не требует больших затрат труда. А вот дружба бренда и потребителя – это уже возможность занять человека работой на полный день. Труженик с экспертными познаниями в области сетевых мемов будет в поте лица выискивать в интернете наисвежайшие приколы, натужно привязывать их к бренду и выкладывать в группе. Он будет тяжело трудиться весь день, и в итоге сможет честно прокормить семью. Мо-ло-дец! Но поднимет ли это продажи?

Бесплотные читатели

Третья – банальное мошенничество. Если вы абсолютно уверены, что ваша группа в социальной сети популярна и успешна, узнайте, сколько стоит подписать на группу 10 тысяч ботов – пользователей, которые никогда не существовали в реальности и являются плодом труда мошенников. Просто на всякий случай поинтересуйтесь…

Я не знаю, как это работает, но это должно работать!

Четвёртая причина – вера в чудеса. Магическое мировоззрение – вот как называется взгляд людей, идущих в ногу со временем, на мир. Рационализм повержен, сегодня это удел одиночек. Отличие магического мировоззрения от рационального состоит в убеждённости, что для достижения нужного результата следует не совершать осмысленные шаги, понимая значимость и место каждого из них, а выполнить ряд действий, смысла которых можно и не понимать. Пей чай, и похудеешь, запишись на семинар, и разбогатеешь, заведи страничку в соцсети, и отбоя от покупателей не будет.


Три коня SMM с точки зрения обывателя

Мы пользуемся социальными сетями. Иногда мы подписываемся на страницы брендов. В большинстве случаев, спустя несколько минут мы отписываемся от них, употребив пару непарламентарных выражений. Всё потому, что бренд вываливает нам в ленту всё, что угодно, кроме того, что мы действительно хоели бы увидеть. А чего именно мы хотим?

Халява

Алчность – вот основная движущая сила SMM! Возможность урвать хоть что-нибудь если не бесплатно, то с солидной скидкой обеспечит вас тысячами заинтересованных читателей, в особенности если такая возможность предоставляется регулярно и не требует особого напряжения. Простенькая викторина, игра «найди 10 отличий», фотоконкурс – мы невзыскательны.

Новости

Вашему постоянному потребителю полезно знать о новом в ваших товарах и услугах, и он эту пользу хорошо осознаёт. Новинки в меню любимого кафе, изменения в работе важного интернет-сервиса или новые услуги банка – всё это важно и интересно. Только не отталкивайте нас, делая так, что важные новости теряются в лавине анекдотов, баек, картинок и видео с котиками. Наши ленты и без вас есть кому засорять.

Информация

Если ваш товар связан с хобби или увлечением, логично выкладывать полезную информацию о нём. С одним «но» – информация должна быть по-настоящему интересной и не широко известной. Быстро стянуть что-нибудь с тематических сайтов и сделать рерайт – не выход. Придётся искать человека, который действительно глубоко знает тему.


Три способа взбесить подписчиков

Лайкни – потом читай

Представьте себе, ваш френд поделился в своей ленте материалом с заголовком, который вас заинтересовал. Вы кликаете на сcылку, чтобы нарваться на поп-ап: «чтобы прочитать статью, поставьте лайк». Какие эмоции лично вы испытываете в этом случае? Нас такой шантаж бесит. Бесит настолько, что мы принципиально не будем лайкать (и читать, соответственно), даже если там теоретически важная для нас информация. Информацию мы найдём в приличном месте, интернет большой, а вот тех, кто попытался изнасиловать нас лайком, мы запомним и станем обходить стороной.

Видишь меня в первый раз? Лайкай, репость, пиарь меня!

Как часто к вам стучат в друзья совершенно незнакомые люди? Если вы — сетевой интроверт, ваша работа не связана с маркетингом и широкая аудитория вам в принципе не нужна, вы смело проигнорируете таких стукачей. Но если вы — персона публичная и используете личную страницу для культурного SMM, то заинтересованы в расширении френдлиста. И вот, новообретенный френд без «здрасьте» начинает спамить вас просьбами, отлайкать и попиарить его бизнес. Допустим идеальную ситуацию: его бизнес таки недурен и его не стыдно порекомендовать. Один раз. Ну, допустим даже два раза. На какой по счету просьбе вы зададите себе вопрос «может стоит попросить товарища оплатить рекламу в моей ленте»?

Чаще же всего лайкать такой френд предлагает бессмысленную и беспощадную муть, перепост которой скажется негативно на репутации приличного ФБ-пользователя.

Странички, ведущие такую однобокую активность, не просто отправляются в бан, а зачастую антипиарятся рассерженными пользователями.

Мы — молодая динамичная компания, смотрите, какие котики!

Представьте себе, вам понравился некий бренд, вы приняли для себя решение с ним дружить (отслеживать события компании, интересоваться статьями на тему, мероприятиями и тп.). Вы подписываетесь на страницу бренда и… получаете котиков, анекдоты, смешные картинки и попсовые клипы. А раз в два месяца бренд вспоминает о том, что производит, и сообщает о скидке или распродаже. Или не вспоминает вовсе.

Если вы продаёте котиков – постите котиков. Если вы продаёте автозапчасти, а для своей ленты не нашли ничего более полезного покупателям чем анекдоты, может вам вообще не стоит вести страницу бренда? В конце концов для анекдотов и котиков есть свои сообщества.

Эти три способа весьма действенны в деле отпугивания пользователей соцсетей сначала от своей страницы, а затем и от своего товара.

А что вас бесит в SMM?